Первым начал действовать «Яндекс», для которого принципиально важен этот сегмент. Для обновления компании нужно ежегодно 50 000 автомобилей.
Компания обратилась к крупным поставщикам с предложением о сотрудничестве – АВТОВАЗ, китайские BAIC и Geely.
Источник, знакомый с деталями переговоров, рассказал: «Яндекс ищет поставщиков для партнерских парков, чтобы избежать скорого дефицита машин. Предположительный срок – через год». Агрегатор предлагает производителям автомобилей наладить поставки с лизинговыми компаниями под гарантии их использования в таксопарках. Он гарантирует производителям спрос на большие партии машин, а таксопаркам – наличие машин у лизинговых организаций для обновления парка.
Дело в том, что привычные авто для такси сегмента «эконом» Kia, Volkswagen и Skoda отсутствуют у дилеров или их мгновенно расхватывают. Первые сложности с поставками начались еще в период пандемии, усугубилась ситуация на фоне антироссийских санкций.
В своем письме Иван Запольский (директор по развитию бизнеса «Яндекса») пишет Максиму Соколову (президент АвтоВАЗа) о необходимости встречи и обсуждении деталей поставок.
«Машины Lada уже используются сервисом и зарекомендовали себя как надежные транспортные средства» - сообщил представитель «Яндекса.
АВТОВАЗ способен обеспечить парки машинами для такси сегмента «эконом» в нужном объеме. С китайскими авто дела обстоят сложнее. В основном в Россию поставляются кроссоверы, которые не подходят под такси. Приход китайских седанов только ожидается, «Яндекс» старается ускорить этот процесс.
«Яндекс, в данном случае, выступает как посредник для таксопарков. Это гарантирует производителям долгосрочный, стабильный и прогнозируемый спрос» - считает Наталия Лозинская (исполнительный директор Национального совета такси).
«Гарантируя спрос, участники рынка могут запрашивать у автопроизводителей более выгодные условия и отдельные модели, которые лучше всего подходят в качестве автомобилей под такси» - согласна Ирина Зарипова (председатель Общественного совета по развитию такси).
Кто следующий столкнется с проблемой дефицита автомобилей и запчастей за «Яндексом»? Мы полагаем, это X5, «Магнит» и прочие. В их сегментах с поставками пока проще, и ресурс грузовиков выше. Но отказ китайской Weichai от поставок двигателей КАМАЗу — плохой знак.